polar_bee (polar_bee) wrote,
polar_bee

Непал-2011, Гокио - выход к Тонак Со Со

4735 – 5300 – 4735 метров.
Первый полный день в Гокио можно было бы назвать бедным на события. Потому что он был богатым на «туристские труды» и на впечатления.
В этот день мы наслаждались одним из лучших видов Эвереста.

На завтраке «хозяйка» лоджа, молодая женщина с редким, удивительным именем Пуспа, жена Пасана, увидела в Day Book’е, где пишутся заказы на приготовление еды, что меня зовут ANDREW.
Она сказала следующее: «Когда я два месяца назад была в Лондоне…»
Дальше она могла не продолжать. Я тут же выпал в осадок. Лондон! Здесь, в Гокио, на высоте 4735 метров!.. Воистину, тесен мир! На меня тут же нахлынули воспоминания прошлого года… Трафальгарская площадь, Уайт Холл, вокзал Кингс Кросс …
…а Пуспа продолжала: «… я познакомилась с парнем из Польши, его тоже зовут Andrew. Ты мне его напоминаешь», - чем немало меня порадовала.
В то утро ANDREW заказал себе традиционное тибетское блюдо Дал-Бат. Оно состоит из чечевичной похлебки («Дал»)и риса с небольшим количеством мяска и картошечки («Бат»).
Вкусно, но калорий (мне) явно не хватает. Впрочем, калории на такой высоте еще надо переварить.

Озеро Гокио по - южному играло на солнце.

Погода стояла хоть куда. И мы наметили маршрут.

Наша группа разделилась. Олег пошел вдоль озера Дудх Покхари (Гокио). Дима, Антон и я отправились вверх вдоль ледника Нгозумпа и поднялись на склон горы Тонак Со Со. Забавно, что эта гора в англоязычной литературе носит название «Безымянные Клыки» (Nameless Fangs).

Прошли мимо высокотехнологичных домиков.

Священные птицы конгмы грелись на солнышке.

Дорога шла вверх между бортом ледника Нгозумпа и склоном горы Гокио Ри. Впереди ослепительно блестела Чо-Ойю. Левее темнела наша цель – гора Тонак Со Со. Мы шли по морене как по Луне.

Где-то внизу, на берегу озера, остался маленький поселочек, плод трудов людских, уютное гнездышко среди скал и льдов.

Поднялись на борт, и перед нами открылся ледник. Нагромождение скал, льдов и каменных россыпей. Космический восторг. «Словно Врубель наш вдохновенный, Лунный луч тот профиль чертил».

Следы недавнего снегопада (мы в тот момент были у мемориала Хиллари).

Пейзаж выглядит особенно живописным при взгляде на юг. Тогда видно больше снега и льдов.

Выходим к Четвертому озеру Гокио, Тонак Тсо.

Далее – подъем на гору.

Идем, как учили, «slowly, very slowly».

Высота дает о себе знать одышкой, замедленностью движений. У нас с Антоном болят затылки. Возможно, нас просто продуло холодным постоянным ветром.
По склону идет тропинка прямо вверх. Но мы понимаем, что идти по ней очень уж тяжело. И начинаем подниматься траверсами.

Взгляд на юг. Четвертое озеро на фоне ледника Нгозумпа, за ним пики Чолаце и Табуче, вдали – Кангтега и Тамсерку.

Поднимаемся выше. Надо же, появляется растительность. Полярные мхи и лишайники. Есть даже карликовые кусты.

На восток за ледником возвышается гора Канчунг.

Севернее Канчунга в Нгозумпу с востока вливается другой ледник. Он носит редкие, удивительные : ) имена Гаунара, или Гьюбанар(е). (От этого слова у меня возникает похожее на «Он еще ничего не знал о дереве самшите, только почему-то вдруг ему стало холодно в спине, как будто откинули дверь в ночь и теперь в затылок ему светит морозная звезда». М. Анчаров, «Самшитовый лес». ) На севере к Нгозупме присоединяется ледник Гьязумпа. «Свежий» лед от обоих ледников кажется белым хвостиком. Гьязумпа левее этого хвостика, за небольшой скалой.

Лирическое отступление. Пожалуй, здесь самое время и место – рассказать, что в высокогорном походе самое трудное. Угадайте, что? Самое трудное в высокогорном походе такого рода – фотографировать на ходу. Вот ты наметил объект съемки. Дальше начинаются следующие действия.
Если надо, следует уступить дорогу идущему позади тебя. Бросить палки, они на лямках, будут волочиться за тобой. Достать из-за пазухи фотоаппарат. Снять и не потерять крышку, а пальцы могут быть замерзшими. Включить аппарат. Проверить параметры съемки, часто на ходу. Вскинуть руки и поднести фотоаппарат к глазам. (При)Остановиться. Прицелиться через видоискатель. (При этом у меня сильно напрягались глаза. Возможно, из-за яркого света, проникающего через очки с боков.) Грудная клетка оказывается зажатой руками. Притопить кнопку спуска. Построить композицию кадра. Окончательно нажать кнопку затвора. Возобновить дыхание. Дышать усиленно, ибо и так кислорода мало, а тут такая задержка.
Закрыть крышкой объектив. Засунуть аппарат за пазуху. Постараться закрыть молнию, хотя бы частично. Начать активное движение, ибо твои товарищи за время съемки ушли далеко вперед.
За время съемки палки оказались в неопределенном положении. Вернуть их в нужное положение. Для этого надо вскинуть руки вперед и вверх и поймать палки. И так не менее пятидесяти раз в день.
Впрочем, иногда фотосъемка – это благоприятный предлог остановиться и передохнуть.
Я представляю, каких трудов стоит съемка при подъеме на Эверест!

Итак, мы идем траверсами в сторону вершины. Вид на запад. (Горы не опознал.)

Вот она, наша цель, чернеет на фоне неба.

Чья это кость? Какая трагедия здесь разыгралась?

На самую вершину мы не пойдем. obartunov предупреждал, что под самыми скалами бывают камнепады, и уже требуется альпинистское снаряжение.

Еще вид на запад. Мной не исследованный даже на карте. (То есть я не знаю название этого пика.)

Я бы удалил этот кадр как неудачный, если бы не одна деталь. Видите, ЧТО появляется за Канчунгом?

Да, это – Эверест!

Немного невизуальной информации. С этой точки также открывается вид на Макалу. Среди представленных кадров ее не видно. Мне думается, об этом следует сказать. Макалу была правее горы Канчунг. В последующих постах, мы рассмотрим ее подробно. Отметим также, что на этой высоте свободно Птицы летают.

Однако, какие потоки бушуют на Вершине Мира! Вид её завораживает.

Милая Сагарматха, разрешите сфотографироваться на Вашем фоне! Высота примерно 5300 метров над уровнем моря. Вид на восток.

Хочется остаться здесь подольше, но друзья уже спустились и зовут. Пора! Небольшой привал.

Коллективное фото. Жаль, Джомолунгма закрылась от нас облаками.

Вниз идем короткой дорогой. Теперь понятно, как она появилась. По ней мы поднимались бы с трудом, но спускаться так вполне комфортно. Ледник Нгозумпа и его левый борт.

Если посмотреть направо по ходу, можно увидеть маленькое озерцо.

Это растение живет на высоте 5000 метров н.у.м.

Туман накатывает на долину ледника.

Следы невиданных зверей. Видно, что зверь небольшой.

Докладываю: следов снежного человека на 5000 метров обнаружено не было! :) К удовольствию обеих сторон. :)

Вот уже и Тонак Со Со закрывается.

Идем к дому по борту ледника. На мне обычные рабочие перчатки, в которых мы работаем на огороде. Поверх них надеты тонкие кожаные полуперчатки. Пальцы мерзнут. В рюкзаке лежат перчатки теплые, но останавливаться и доставать их лень. Ладно, потерпим. Немного осталось.

На входе в поселок мы увидели мужчину, с ловкостью горного козла бегущего к нам. В нас он признал русских ( что правда :) ). Так мы встретили земляков. О них чуть позже.

Олег в этот день на высоту не пошел. В качестве тренировки он обошел Третье озеро, на котором стоит поселок.
Дорога шла вдоль озерной глади. Вода ласково плескалась и белестела на солнце. Можно было подумать, что мы попали на Бали. И лишь заснеженные склоны, да Тамсерку, как бы ненароком блеснувшая между грядами, говорили напоминали о Непале. Олег – большой, я бы сказал, непревзойденный среди нас, мастер съемки водных пейзажей.
В северо-западном углу в озеро впадает небольшая тундровая, «чукотская», речка. Получается заболоченная пойма. Ощущаешь себя как в районе Берингова пролива, например, в поселке Лаврентия.
Здесь стоит небольшой, кажется, его называют «чортен». Надпись на мраморной табличке гласит, что младший лорд Санге Барайли, стольких-то реинкарнаций, тогда-то покинул этот мир. Если я правильно понял, он жил в своей «крайней» реинкарнации три дня. Родственники желают ему вечного мира и ожидают его повторного рождения в этом мире. Мы – тоже.
При Олеге сюда пришли два непальских мужчины, зажгли священный огонь из сухого можжевельника, помолились и пошли дальше.
Прозрачная ледниковая вода втекает в озеро. Она студеная, но жизнь и здесь не замирает. Болотные кочки. Рыжий ил. С другой стороны озера открывается вид на поселок, барьер ледника, гору Канчунг.

Вечером Пасанг поразил и порадовал точным знанием местности и правильностью названий. Пасанг и Пуспа – замечательные пара, и я желаю им счастья! Именно Пасанг, и именно в этот вечер, раскрыл нам, бредущим по неправильной шнайдеровской карте, что Безымянные Клыки (Nameless Fangs) на самом деле называются Тонак Со Со. (Со Шнайдером я еще разберусь в следующих постах.)

Этим же вечером в столовой нашего лоджа мы очень душевно посидели с парнем, который поймал нас после похода. Он и его подруга в Непале ходят уже третий месяц. Они идут с самого низа. Были в Джири. Заходили в места, где туристов не бывает годами. У него рюкзак часто весит пятьдесят годами, у его подруги – тридцать. Закупили продукты – и на маршрут. В Гокио они пришли с запада, через Ренджо Пасс. Побывали на пятом озере Гокио (Нгозумпа Тсо) и на шестом (Гьязумпа Тсо). Шестое озеро на самом деле состоит из шести озер. Оттуда открываются совсем внеземные виды на ледники Нгозумпа и Гьязумпа. Оттуда рукой подать до Чо-Ойю. Было по-семейному тепло.

Последним подарком этого дня была величественная картина Млечного Пути над перевалом Ренджо Пасс.
(Сорри за отсутствие фотографий Олега из похода. Они есть, и у меня есть разрешение на их публикацию. Но: если я сюда их помещу, никто пост не одолеет до конца. А я отложу размещение этого поста навечно. Жизнь – искусство возможного. :) Но если Вы попросите, я покажу Гокио с другой стороны и место будущей реинкарнации лорда Санге Барайли.)
Tags: Азия, Непал, Солу Кхумбу, география, горы, путешествия, фото

• Ура! ЖЖ!

После нескольких попыток мне удалось изменить/активировать пароль в Живом Журнале. На радостях я активно прошелся по публикациям его "обитателей". С…

• (no subject)

С Новым годом, дорогие!

• .

Не торопись, малыш! Пусть мама насладится тобой. В последний раз...

• Ура! ЖЖ!

• (no subject)

С Новым годом, дорогие!

• .

Не торопись, малыш! Пусть мама насладится тобой. В последний раз...